Алмазы и бриллианты России (Часть 58) Бриллиантовая столица России

В России огранка драгоценных камней возникла в первой четверти 18 века, после того как в 1725 году Петр 1-й основал в пригороде Санкт-Петербурга Петергофе мастерскую «Алмазная мельница» для обработки драгоценных и полудрагоценных камней. В 1748 году «Алмазная мельница» стала первой гранильной фабрикой.

В 1755 году в Екатеринбурге была основана вторая фабрика по обработке самоцветов. Первые якутские алмазы были огранены в Екатеринбурге. В июле 1963 года был огранен 50-тысячный бриллиант, а менее чем через год изготовили 100-тысячный бриллиант. В начале 60-х годов многие из уральских мастеров переехали в Смоленск для передачи своего уникального опыта рабочим и инженерам.

6 июля 1961 было принято постановление Совета министров СССР о строительстве в городе Смоленске фабрики по производству бриллиантов. В 1967 году фабрика отметила 5-летие. К этому времени численность персонала составляла 2,5 тысячи человек. Коэффициент использования алмазного сырья вырос с 26% до 37,2%. Семь заводов системы «Кристалл» требовали создания новых технологий комплексной обработки ювелирного сырья на основе высокоэффективного автоматизированного оборудования. 1 апреля 1975 года лаборатория была преобразована в специальное конструкторско-технологическое бюро «Кристалл».

После распада СССР «Кристалл» открыл первые торговые представительства в Бельгии, Германии, Гонконге. Изделия предприятия стали экспонироваться на престижных рынках Японии, Израиля, Тайланда. С 1953 года «Де Бирс» производит конкурс «Алмазная международная премия де Бирс». В 1996 году «Кристалл Трофи» — символ конкурса — был вручен Елене Опалевой, художнику ОАО «Ювелиры Урала» за колье «Гизехский сфинкс». В колье вправлены 664 бриллианта общей массой 104,98 карата, изготовленные мастерами ПО «Кристалл» в виде багетов, треугольников, трапеций, ромбов, квадратов и кругов.

В 2000 — 2002 годах произошло переоснащение основного и вспомогательного производств новых технологическим оборудованием. С 1998 неуклонно росла реализация бриллиантов — с уровня 140 млн.$ до 245 млн.$ в 2002 году. Торговая сеть предприятия включает представительства в Антверпене и в Израиле. В 2000 году открылось представительство в Нью-Йорке, в 2002 году возобновилось представительство в Лос-Анджелесе. В гонконге успешно работает представительство, созданное совместно с «Де Бирс».

Если пронять качество бриллиантов за основной критерий оценки, то всю массу бриллиантов на мировом рынке можно разделить на три критерии.

  1. Бриллианты коммерческой огранки. Их параметры близки к идеальным. Они имеют удовлетворительную симметрию и полировку. Их стоимость сравнительно невысока. В общей массе бриллиантов они составляют примерно 60%.
  2. Бриллианты низкокачественной огранки — «индийский товар». Неудовлетворительная симметрия и полировка, расширенные угловые и линейные размеры, а поэтому низкую цену. В общей массе 30%.
  3. Бриллианты высококачественной огранки. Их отличают идеальные параметры, отличная симметрия и полировка, высокая цена. В общей массе — 10%.

Высококачественных бриллиантов на рынке не много, поэтому в основе новой политики ПО «Кристалл» — позиционирование своей продукции именно в этой нише. 90% смоленских бриллиантов изготавливают с качеством Very Good и Excellent. Их доля в соответствующем сегменте рынка составляет 30%.

Всего клиентами ПО «Кристалл» и его представительств являются более 150 фирм из Европы, США. Совместно с «MGM Jewelry» в США создана компания «Cristal Classics», которая продвигает продукцию Кристалл на рынке США. Для США разработан маркетинговый проект под девизом «Зажигая свет в алмазах». Ювелирные изделия с бриллиантами новой формы огранки распространяются через крупные и респектабельные ювелирные сети «Reeds», «Zales», «Crescent», «Sterling» и другие.

С 1995 г. разрешается продавать сертифицированные бриллианты физическим лицам, ранее можно было продавать только готовые ювелирные изделия. «Кристалл», «Алмазювелирэкспорт», «UBEX B.V.A.B» создали компанию «Кристаллдиам». Компания создала совместное предприятие с компанией «TASHE» .

«Кристалл» создал ювелирное производство  с 2000 года. Это уже иная отрасль — с иным оборудованием, иным сырьем, иной технологией и иными кадрами. Изделия смоленских ювелиров быстро завоевывают авторитет в кругах специалистов.

Один из руководителей бельгийской фирмы «Kacirer Diamonds» Менди Казирер так оценивал качество смоленских бриллиантов: «Если я говорю, что эти бриллианты русские, значит, это бриллианты высокого качества.»

Расскажите друзьям

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий