Изумруды, исследование пристрастного знатока (Глава 12, Gota de Aceite: важная капля в море красоты изумрудов Часть 21)

Изумруд в форме сердца весом 9,20 кт. В его шести верхних гранях мы видим волнистый, смягчающий эффект, который добавляет текстуру к цвету и чистоте, характерным для этого изумруда.

Нет лучшего способа вновь встретиться с чудом, чем познать замечательное явление, которое встречается внутри самых высококлассных изумрудов. Называется этот феномен gota de aceite (по-испански «масляная капля», произносится «гo-та де а-сeй-те»). Знатоки высоко ценят эффект бархатистого преломления света внутри изумруда, так же как ценят они и велюровую текстуру кашмирских сапфиров. В обоих случаях цвет камня становится мягким, а внутренне отраженный свет рассеивается, благодаря множеству микроскопических включений, уменьшая затухание и придавая камню нежную бархатистость. Gota de aceite ассоциируется с колумбийскими изумрудами, но даже и у них этот эффект можно разглядеть лишь в одном камне из тысячи, преимущественно, в камнях превосходного качества. За шесть лет, что я посвятил изучению этого феномена, я крайне редко встречался с ним на практике, мне удалось лично увидеть лишь 18 примеров хорошей выраженности, 20 – средней и 50 камней, в которых этот эффект был приглушенным или неопределенным.

Термин gota de aceite также известен как «эффект крыла бабочки» (efecto aleta de mariposa). Прозрачные неравномерности внутренней части, по-видимому, являются результатом изменчивых и нестабильных условий, в которых происходил процесс кристаллизации. Благодаря этой нестабильности сформировались шестиугольные выступы, и вдавленные, как бы протравленные, впадины. После своего образования эти структуры роста были окружены образованной позже кристаллической массой самого изумруда. Ростовые структуры и картины, которые они образуют (рис. 2) прозрачны и рассеивают свет внутри ограненного изумруда, немного напоминая своим видом каплю густого масла, отсюда и название. Поскольку описанный эффект объясняется спецификой структур роста изумрудного кристалла, его вполне можно наблюдать и в изумрудах из других регионов, не только колумбийских.

Вдавленные и выпуклые структуры, образующие эффект gota de aceite, формируются в плоскости, перпендикулярной вертикальной оси. Если после огранки изумруда эта плоскость является параллельной площадке камня, эффект будет хорошо заметен зрителю, повышая красоту и стоимость камня. Но если владелец изумруда или огранщик не замечают gota de aceite, и зона его расположения оказывается сбоку или перпендикулярна площадке, тогда, к сожалению, это редкое явление пропадает впустую.

Ученый и писатель Джон Синканкас отметил, что кристаллы берилла часто могут иметь несколько отростков. Поскольку они растут параллельно с основным кристаллом, они ориентированы вдоль вертикальной оси.

Только знатоки по-настоящему понимают суть этого феномена.

В Колумбии эффект крыла бабочки под силу разглядеть только профессиональным дилерам; от прочих он ускользает. В наши дни в Европе и в Соединенных Штатах выражение gota de aceite зачастую используется для обозначения любого высоко качественного изумруда, даже если он и не обладает упомянутым эффектом.

Эдвард Гюбелин объяснил это явление следующим образом: «…большую массу включений кальцита (предположительно, осадок, образованный в процессе роста материнского минерала), которые придают слегка «маслянистый» вид некоторым самым прекрасным и дорогостоящим колумбийским изумрудам».

Изумруд весом 2,77 карат, показанный на рисунке ниже, является прекрасным примером описываемого явления. Он вызвал всеобщее восхищение, и один коллекционер купил его девять лет тому назад по цене 8 000 долларов за карат. При взгляде сверху мягкость цвета особенно хорошо видна сквозь площадку камня, за счет внутреннего отражения света от граней павильона.

Помимо эффекта бабочкиного крыла, колумбийские изумруды обладают естественной флюоресценцией, за счет которой они поглощают видимый свет и отправляют его обратно в виде страстного красноватого отблеска, прикрытого сдержанным и уважаемым зеленым цветом. Красный цвет невидим,но он подсознательно привлекает ваше внимание: так женщина, которая одета совершенно обычно, источает запах духов, имеющих непреодолимую, первобытную силу. Мужчина не отдает себе в этом отчета, но, как бы там ни было, он теперь считает эту женщину неотразимой. Эффект крыла бабочки сродни тому, как если бы в описанную выше сцену, полную очарования и соблазна, добавить еще романтическую музыку. Ну кто сможет устоять против такого?

Теперь, когда мы погрузились в самую глубину очарования, которое несут в себе цветные камни, самое время обратиться снова к словам увлеченного ценителя рубинов Ричарда Хьюза. Причина, по которой рубины из Бирмы (ныне Мьянма) и изумруды из Колумбии являются самыми желанными и дорогими цветными камнями, состоит в том, что оба этих вида камней обладают описанными выше свойствами, выраженными замечательно схожим образом. Колумбийские изумруды не только отличаются великолепным цветом, они обладают природной светимостью (флюоресценцией) и микровключениями, присутствие которых снижает затухание света. Бирманские рубины тоже флюоресцируют, и имеют включения, называемые шелком, которые расширяют область цвета, не влияя на прозрачность. Вот как Хьюз говорит об этом феномене:

Но кто эти боги? Они не только благословили рубин внутренним светом в тон его багряному одеянию, но, по благоволению своему, они дали нам шелк – рутиловые иглы, — в которых, как в паутинке, запутывается темнота, и этот свет затмевает весь остальной мир камней. Эти мельчайшие самостоятельные включения рассеивают свет по граням, которые без этого были бы затухшими (темными). Это придает цвету мягкость и распространяет ее по большей части поверхности камня.

Дабы приведенные выше рассуждения не создали у вас ложного впечатления, что камни, обладающие эффектом крыла бабочки, баснословно дороги, скажем, что изумруд весом 3,65 кт, изображенный на Рисунке 8, был продан всего за 1 500 долларов за карат. Сравните эту цифру с 8 000 долларов за карат – ценой, за которую продали ранее упомянутый камень весом 2,77 кт.

Дважды за прошлый год обнаруживал я у ювелиров изумруды, обладавшие явно выраженным эффектом «крыла бабочки». Оба раза я спрашивал у этих ювелиров, упоминал ли дилер, который продавал им изумруды, об этом их свойстве, и оба раза ответ был – нет. Этот пример очень красноречиво подчеркивает, что профессионалу необходимы глубокие знания о драгоценных камнях, в частности, умение распознавать такие нюансы как gota de aceite. множество двух- и трехфазовых включений, эффект которых схож с gota de aceite. Поскольку эти включения не являются полностью прозрачными, эффект в данном случае менее выражен, но все равно красив. Его можно условно назвать псевдоэффектом gota de aceite.

Третьими в списке текстур, создаваемых включениями, являются белые дымчатые вуали, которые рассеивают свет внутри камня, тем самым создавая бархатистый эффект. Эти вуали, которые по большинству, являются залеченными трещинами, также распределяют цвет и уменьшают темные области затухания.

Эти три примера показывают нам, как полезны включения для создания прекрасной визуальной текстуры изумруда. В Главе 6 мы также отмечали, что рубины и сапфиры обладают похожей, очень востребованной текстурой, которая также объясняется наличием включений.

 

 

 

 

 

 

Расскажите друзьям

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий