Изумруды, исследование пристрастного знатока (Глава 23, Средневековые лапидарии. Часть 32)


 Небесным покровителем ювелиров и обработчиков металла является святой Элигий. Его усыпальница, богато украшенная золотом и драгоценными камнями, находится в Базилике Сан-Дени в Париже. В одиннадцатом веке эта базилика стала пристанищем аббата Сюжера.

Одиннадцатый и двенадцатый века были временем больших перемен в области религии и философии. Средневековые мыслители смотрели на мир с точки зрения целостности бытия, вместо того, чтобы изучать частности. Пример такого рода восприятия можно найти в лапидариях того времени. Лапидарии – средневековые сборники статей, в которых содержались знания о свойствах различных драгоценных камней. Для каждого камня описывались его медицинские, магические, повышающие мораль и защитные свойства, а также его цвет и происхождение.

В средние века считалось, что «Бог дал свойства камням, словам и травам».

В старинных ведических текстах также говорится об использовании камней, слов (мантр) и трав как трех наиболее мощных методов трансформации и улучшения человеческой жизни.

Снисходительный подход к средневековому мышлению – в корне неверен. Рассмотрим безграничную человечность Святого Фомы Аквинского. Мыслители его времени были погружены в мир тонкого восприятия материальных объектов, не теряя при этом чувства божественного творения, в котором они пребывали.

В двенадцатом веке человек не мог даже выйти из дому, чтобы не почувствовать себя окруженным знаками и символами Божественного повсюду, куда бы он ни посмотрел. Монах, поэт и богослов Алан Лилльский писал: «Каждое создание на этой планете подобно картине или книге: оно есть отражение нас самих. Оно представляет собой верную отметку нашей жизни и смерти, нашего состояния и нашей судьбы». Отражение нас самих; на ум приходит знаменитая цитата из Упанишад: «Я есть То, ты есть То, все это есть То». Увидеть самые сокровенные и высокие части своего «я» во всех объектах восприятия есть одно из наивысших состояний жизни! Прекрасные слова Алана Лилльского указывают нам на чувство принадлежности и причастности, которое было присуще средневековым людям в течение очень недолгого (менее века) промежутка времени, о котором мы здесь говорим.

В средние века люди думали, что жизнь человека, протекающая в отрешении и дисциплине, есть восходящая тропа, ведущая его к Божественной благодати и единению с Создателем. Они считали, что объекты материального мира реальны лишь до определенной степени;

Эти предметы были символами Божественного присутствия в жизни людей. Средневековых людей всегда занимало высшее значение вещей. Символическое мышление преобладало над биологическим или физическим. Описания известных драгоценных камней в лапидариях не имели геммологического характера; в книгах раскрывалось символическое значение камней. Элементы, из которых состояли минералы, их удельный вес или индекс преломления не имели никакого значения для средневековых авторов.

Средневековые мыслители разработали широкий схоластический подход к восприятию красоты, включая рассуждения о цвете, очертаниях, форме, сути, интуитивном восприятии, причинах и суждениях. Термин лирическая интуиция означал, что целостность объекта восприятия определяется вызываемым им чувствами. Важность этих переживаний признавали великие умы во все века (за исключением нашего). Чувства, которые не выразить словами, которые лежат в царстве интуитивного восприятия. Таким образом, мы снова возвращаемся к вопросу о различии между геммологом и знатоком. Представьте себе мир, где Природой восхищаются, а не подвергают ее анализу; это был средневековый подход к миру материальных вещей, в том числе и к драгоценным камням. Аналогичным образом, геммолог хочет рассмотреть, измерить и подтвердить физические свойства драгоценных камней, которые он видит, в то время как настоящий знаток стремится пережить опыт общения с камнем, воспринять драгоценность на самом высоком уровне, на уровне чувств, где ему, можно сказать, воздаются самые высокие почести. Я надеюсь, что это новое определение того, что означает быть знатоком, поднимет на новый уровень наши ожидания от нас самих, и от геммологов будущего.

 

 

 

Расскажите друзьям

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий